ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Проведение оценки предпочтений ребенка в отношении поощрений.



поощрения и аутизм
Основными шагами в процессе обучения манд-реакциям являются:

Определение мощных поощрений
Выбор формы реакции, которую ребенок будет использовать при продуцировании реакции манд
Сочетание персонала, осуществляющего работу с ребенком, в паре с предоставлением усиления
Обучение в те моменты, когда мотивация является сильной (МО)
Сочетание предоставления усиления в паре с формой манд-реакции (вокальное слово или жест)
Подсказка ребенку к использованию формы манд-реакции
Постепенное устранение подсказок, что позволяет сделать манд-реакции спонтанными
Обучение соответствующей последовательности форм манд-реакций
Принятие решений на основании собранных данных с целью регулирования программирования манд-тренинга



Пример последовательности шагов тренинга манд для ребенка, находящегося на начальном этапе обучения:

1. Формирование мотивации: учитель предоставляет учащемуся стул, садит на него и крутит (искусственно воссоздает МО)
2. Сочетание в паре: учитель предоставляет поощрение по определенной модели (блок парного обусловливания)
3. Подсказка: учитель делает паузу (отсрочка во времени), дает подсказку к жесту «покрути», крутит ребенка на стуле
4. Устранение подсказки: учитель снова делает паузу (отсрочка во времени), учащийся показывает жестом «покрути», учитель крутит ребенка на стуле

Определение мощных поощрений

Важнейшим компонентом манд-тренинга является выбор предметов и/или видов деятельности, которые будут использоваться в качестве целей обучения. Очень важно тщательно выбирать поощрения. Но сначала необходимо убедиться в том, что для конкретного ребенка существуют различные предметы и события, которые могут выступать в качестве поощрений.

Базовые методы определения поощрений, которые могут быть использованы в тренинге манд:

- Опросник предпочтений
- Наблюдения
- Структурированная оценка предпочтений

Если оценка предпочтений не дает достаточного перечня потенциальных поощрений, необходимо обусловить дополнительные события и объекты в качестве поощрений.

Проведение оценки предпочтений

Интервьюирование предпочтений и чеклист

Для того чтобы приступить к определению потенциальных поощрений в случае конкретного учащегося, разумным будет прислушаться к мнению людей, которые хорошо знакомы с поведением и интересами этого ребенка. Помните о том, что когда мы впервые проводим оценку предпочтений, мы не знаем, будут ли предпочитаемые ребенком предметы служить в качестве поощрений. Мы можем определить поощрения исключительно тогда, когда мы видим, как предоставление ребенку доступа к определенному объекту или виду деятельности влияет на частоту поведения, за которым они следуют. Это делается в расчете на то, что те объекты и виды деятельности, которые были определены в качестве предпочитаемых, впоследствии будут служить поощрениями, которые можно будет использовать для обучения поведению манд.

Оценка предпочтений может быть реализована посредством интервью, в ходе которого человека, хорошего знакомого с ребенком, просят заполнить письменный опросник предпочтений или же устно ответить на вопросы о том, какие предметы и виды деятельности предпочитает ребенок.

Стандартные опросники предпочтений, как правило, оценивают ряд возможных предметов и видов деятельности, от которых учащийся получает удовольствие, в разнообразных категориях. Опросник может быть организован в виде интервью или заполнения чеклиста.

Категории, которые, как правило, включаются в оценку предпочтений:

Съедобные продукты, такие как еда и напитки
Осязаемые предметы, например, различные игрушки и материалы
Виды деятельности, предполагающие движение
Игры
Электронные средства, такие как телевизор и компьютер
Различные формы социального взаимодействия
Музыка
Любимые ребенком темы или персонажи

Необходимо помнить о том, что как бы тщательно ни была проведена оценка предпочтений, всегда могут существовать факторы, которые можно использовать в качестве поощрения, но которые не были представлены в полученном перечне. Во многих случаях есть смысл дополнительно изучить эффективность факторов, не включенных в опросники в качестве поощрений.


Опросники и интервью предпочтений

Преимущества
Недостатки
1. Интервьюируемый обладает большим опытом взаимодействия с ребенком
1. Потребность в наличии человека, который смог бы выступить в роли интервьюируемого
2. Интервьюируемый может привести множество примеров потенциальных поощрений
2. Устные отчеты бывают ошибочными; то, что говорят люди, может находиться под влиянием множества различных факторов
3. Метод легкий в применении
3. Статистические отчеты предпочтений могут давать неверную информацию о том, что в настоящее время представляет собой ценность для целевого учащегося
4. Позволяет быструю интерпретацию
4. Сообщения о предпочтениях требуют проверки достоверности в ходе наблюдения за поведением
5. Интервьюируемый может привести примеры таких предметов и видов деятельности, которые могут быть недоступными в ходе проведения формальной оценки


Наблюдение

Вторым способом определить, какие предметы и события будут служить в качестве усиления, является прямое наблюдение.

Наблюдение за предпочтениями ребенка можно организовать в форме записи того, как часто ребенок подходит к различным предметам, как быстро он подходит к этим предметам после того, как увидит их, и как долго остается сосредоточенным на них. В течение подобных наблюдений необходимо обращать внимание на то, каким образом объект был предоставлен учащемуся, а также на любые ситуационные переменные, которые могли повлиять на реакцию ребенка на предоставленный объект, в частности переменные, связанные с мотивацией (то есть, депривация, предъявление другого стимула, который придает целевому объекту дополнительную ценность, и т.п.).


Наблюдение за предпочтениями

Преимущества
Недостатки
1. Позволяет наблюдение за стимулами, возникающими естественным образом
1. Может не дать возможности определить предпочтения в отношении ряда объектов
2. Может предоставить информацию о предпочтениях учащегося касательно объектов, уже присутствующих в окружающей среде
2. Требуется дополнительное планирование для новых объектов, которые могут выступать в качестве поощрения
3. Можно организовать окружающую среду таким образом, чтобы она включала разнообразные знакомые и новые стимулы
3. Взаимодействие учащегося с одним или несколькими объектами может помешать проведению оценки предпочтений в отношении стимулов, которые обладают меньшей ценностью по сравнению с высокопредпочитаемыми стимулами
4. Метод прост в реализации
4. Для получения более подробной оценки предпочтений могут понадобиться более длительные наблюдения в разрезе различных условий окружающей среды
5. Позволяет быструю интерпретацию

6. Позволяет провести оценку как видов деятельности, так и осязаемых объектов


Формальная оценка предпочитаемых стимулов

Формальная оценка предпочитаемых стимулов используется в тех случаях, когда посредством наблюдения или проведения интервью мы не можем определить, какие объекты могут выступать в качестве поощрений. В таких обстоятельствах необходимо организовать оценку предпочитаемых стимулов путем использования процедур систематического предъявления стимула и точной записи реакции учащегося.

Существует несколько основных методов проведения оценки предпочитаемых стимулов. Общей чертой этих методов является их ориентация на определение того, подойдет ли ребенок к объекту и начнет ли взаимодействовать с ним, когда этот объект будет ему представлен.

Методы проведения оценки предпочитаемых стимулов:

Предоставление учащемуся только одного объекта единовременно
Предоставление учащемуся двух объектов единовременно (формат вынужденного выбора)
Предоставление учащемуся множества объектов единовременно

Эти различные форматы оценки предоставляют различную информацию в отношении предпочтений учащегося.

Предоставление учащемуся только одного объекта единовременно позволяет нам сказать, является ли объект ценным сам по себе, а не в сравнении с другими объектами
Формат вынужденного выбора позволяет нам провести многократное сравнение того, какие объекты являются предпочитаемыми по сравнению с другими, а также в конечном итоге выстроить иерархию предпочтений
Формат предоставления множественных объектов позволяет нам определить, какие стимулы из множества стимулов обладают для ребенка ценностью

Формальная оценка предпочтений

Преимущества
Недостатки
1. Может оценить реакцию на широкий спектр стимулов
1. Требует организации материалов
2. Различные форматы оценки позволяют определить ценность отдельных объектов, относительную ценность объекта по сравнению с другими объектами, а также иерархию предпочтений
2. Планирование требует учета мотивационных переменных; если оценка не реализуется многократно, ее результаты могут отражать временные предпочтения ребенка
3. Может быть относительно быстро проведена
3. Необходимо установить критерии для оценки силы реакции
4. Данная процедура лучше всего подходит для оценки усиливающей ценности пищи и других осязаемых предметов (игрушек т .д.)
4. Может быть неэффективной при оценке предпочтений в отношении определенных видов деятельности
5. Очень краткая, неформальная оценка предпочтений может быть использована в ходе всего процесса обучения для определения силы мотивационных операций
5. Некоторые модели проведения оценки предпочтений требуют, чтобы у учащегося была сформирована мощная реакция выбора
6. Представляет собой непосредственную оценку предпочтений в отношении конкретного стимула; не зависит от устных сообщений





Источник: http://framewelder.com-cache.s3.amazonaws.com/extras/10/mand/mand_self_guidebook_june_2010.doc

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.