ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Early Start Denver Model: что такое Ранняя Денверская Модель?


раннее вмешательствоEarly Start Denver Model, или Ранняя Денверская Модель, представляет собой комплексный подход к раннему поведенческому вмешательству для детей с аутизмом в возрасте от 12 до 48 месяцев. Программа включает в себя учебный план развития, определяющий навыки, которым ребенку необходимо обучиться по достижению определенного возраста, а также набор учебных процедур, используемых для преподавания данного материала. Этот учебный план не привязан к конкретной среде обучения: он может быть реализован командой терапистов и/или родителями, в формате групповых программ или индивидуальных занятий, как в амбулаторных условиях, так и дома у ребенка.

Психологи Салли Роджерс и Джеральдин Доусон, кандидаты наук, разработали Раннюю Денверскую Модель в качестве расширенной и дополненной версии Денверской Модели (Denver Model). Эта программа раннего вмешательства интегрирует ориентированную на построение взаимоотношений модель развития с уже проверенными методами обучения, описанными в прикладном анализе поведения (ABA). Ее основные характеристики включают:

• Натуралистическое применение поведенческой аналитической стратегии
• Ориентацию на нормальную последовательность развития
• Глубокое и всестороннее участие родителей
• Фокус на межличностном обмене и положительных эмоциях
• Общие занятия совместной деятельностью
• Обучение речи и коммуникации в рамках положительных взаимоотношений



Кто может получить пользу от Ранней Денверской Модели? Что говорят исследования?

Ранняя Денверская Модель является единственной всеобъемлющей моделью раннего вмешательства, действенность которой была подтверждена рандомизированными клиническими испытаниями для работы с аутичными детьми в возрасте 18 месяцев. Она была признана эффективной для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с самыми разнообразными стилями обучения и способностями. Было доказано, что дети с серьезными проблемами обучения получают такой же положительный эффект от участия в этой программе, как и дети, не имеющие особых проблем в обучении. Рандомизированное клиническое исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что дети, которые получали терапию по Ранней Денверской Модели в течение 20 часов в неделю (15 часов с профессиональными терапистами и 5 часов с родителями) в течение 2-летнего периода продемонстрировали более существенное улучшение когнитивных и речевых способностей и адаптивного поведения, а также меньшее проявление симптомов аутизма, чем дети, участвовавшие в стандартных программах вмешательства.

Кто обладает квалификацией для реализации Ранней Денверской Модели?

Терапистом в Ранней Денверской Модели может быть психолог, поведенческий терапевт, оккупационный терапист, специалист по патологии речи и языка, специалист раннего вмешательства или педиатр. Важным в данном случае является наличие у них знаний, подготовки и сертификации для работы с Денверской Моделью.

Как специалисты могут обучиться работе с Ранней Денверской Моделью?

Квалифицированные специалисты могут принять участие в учебном семинаре, а затем предоставить видеозаписи их использования методов Ранней Денверской Модели в ходе терапевтических сессий работы с детьми. Сертификация требует, чтобы терапевт продемонстрировал способность корректно и точно реализовывать данные методы в соответствии с высокими стандартами, установленными ведущими специалистами в области Ранней Денверской Модели.

Это гарантирует, что сертифицированный специалист владеет знаниями и навыками для успешного использования данных стратегий обучения детей с аутизмом.

Каким образом родители могут обучиться данным методам?

Участие родителей является важной частью программы Ранней Денверской Модели. Если ваш ребенок получает подобную терапию, инструктор объяснит и смоделирует стратегии, которыми вы будете пользоваться в домашних условиях.

Кроме того, доктор Доусон и доктор Роджерс посчитали необходимым разработать отдельное пособие для обучения родителей. Ранее в этом году они опубликовали книгу «An Early Start for Your Child with Autism» в соавторстве с Лори Висмара. В книге приводятся полезные советы и практические стратегии, которые легко интегрируются в повседневную деятельность и игровую активность. По словам авторов, данная книга будет полезна всем родителям, а не только тем, чей ребенок обучается по технологии Ранней Денверской Модели.



Источник: http://www.autismspeaks.org/what-autism/treatment/early-start-denver-model-esdm

2 коммент.:

Юлия, никак не пойму, Денверская модель (вроде как по некоторым источникам использует принципы АВА), предполагает 15 часов терапевтических в неделю, но в то же время в 100-дневной программе РДМ говориться о том, что с ребенком работают не менее 3 СПЕЦИАЛИСТОВ разных областей и нужно искать специалистов других направлений (наверное поэтому у родителей остается всего 5 часов). Возможно я не права? Разъясните пожалуйста, в чем принципиальное отличие от интенсивной АВА-терапии? (возможно тут играет роль тот факт, что чем интенсивнее занято свободное время ребенка - тем лучше, но ведь это можно также применять и при АВА-терапии? я запуталась ...)

Здесь, скорее всего, разница в том, что к применению модели привлекаются специалисты разного профиля, в то время, как в "классическом" АВА (по Ловаасу), обучающая программа применяется только поведенческими специалистами. С другой стороны, в настоящее время, границы между моделями и подходами стираются, и применение АВА требует как привлечения родителей, так и сотрудничества со специалистами других профессий - логопедами, эрготерапевтами, психологами, и т.д.

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.