ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Сортировка предметов по категориям


Одно из самых часто встречающихся упражнений в АВА программе  - это упражнение на сортировку по категориям. Обычно это упражнение выполняется с детьми разного возраста, и предполагается, что с помощью данного упражнения ребенок учится категоризировать различные речевые понятия по группам принадлежности. Иногда это упражнение действительно приводит к тому, что аутичный ребенок начинает различать и наименовать различные группы стимулов. Но с другой стороны, в силу своих особенностей, дети с аутизмом могут научится выполнять это упражнение автоматически, основываясь лишь на визуальном восприятии, и пытаясь сортировать стимулы по схожим признакам, а не по смысловому назначанию. И тогда в процессе выполнения данного упражнения часто возникает путаница.

Сортировка по категориям обучает ребенка формированию "Условного класса стимулов"  - Arbitrary Stimulus Class, т.е. организации стимулов которые отличаются по форме, в одну группу, которая вызывает один вид реакции. Например, корова, слон и кролик принадлежат одной группе - "Животные", но они все различаются по многим характериатикам - размеру, внешнему виду, среде обитания, а также каждый из них принадлежит к своему "формальному классу стимулов" - кроликам, слонам, и коровам.
Arbitrary Stimulus Class

Отсюда, для того, чтобы ребенок смог успешно справиться с этим заданием, необходимы следующие предпосылки:

1. Умение ребенка сопоставлять одинаковые стимулы, предметы и картинки. Например, сложить все идентичные ложки в одну корзиночку, а все идентичные тарелки - в другую. Или положить картинку морковки на картинку морковки.
Умение ребенка сопоставлять одинаковые стимулы, предметы и картинки

2. Умение ребенка сопоставлять похожие стимулы. Например, сложить в одну корзинку мячики разного размера и разного цвета, а в другую корзинку - машинки разной формы и разного размера. Также важно, чтобы ребенок умел сопоставлять объемные стимулы с двухмерными (т.е. с карточками) - как за столом, так и в пространстве. Т.е. чтобы ребенок мог положить ложку на картинку ложки, часы на картинку часов, а также приложить карточку с изображением телевизора к телевизору, который стоит у него в комнате, а карточку кастрюли отнести на кухню и приложить к кастрюле.

Умение ребенка сопоставлять похожие стимулы

После того, как ребенок научится сопоставлять идентичные и похожие предметы, можно усложнить упражнение, и перейти к сортировке на категории. Но здесь важно помнить, что категории, являясь абстрактным понятием, могут быть сложными для различения, поэтому на начальном этапе выбирать такие категории, с которыми он часто встречается в повседневной жизни. Т.е. не различать "диких животных" от "домашних животных", или "фрукты" от "овощей". Это можно сделать на более позднем этапе.

Вначале желательно сосредоточиться на таких категориях как "Одежда" - взять вещи ребенка из шкафа и "Еда" - взять продукты из холодильника. Также для тренировки на начальном этапе можно использовать "Ванные принадлежности" (зубная щетка, паста, мыло, полотенце, мочалка). Для таких категорий, которые не находятся в доме, но часто встречаются в жизни ребенка (по крайней мере, по телевизору;-)) - животные и транспорт, можно использовать игрушечные предметы.

Для некоторых детей более понятными для восприятия являются картинки, а не предметы. Отсюда, тренировать сортировку на категории можно с помощью ярких и четких картинок, вырезанных по контуру*.
Для некоторых детей более понятными для восприятия являются картинки, а не предметы

В процессе работы над категориями важно помнить, что обучение на начальных этапах происходит на основе визуального восприятие, которое у детей с аутизмом часто бывает одной из самых сильных сторон. И для того, чтобы ребенок не выполнял это задание автоматически, а научился использовать данные понятия в спонтанной речи, необходимо параллельно работать над развитием других речевых навыков - обращением с просьбами, выполнением инструкций, различением и наименованием предметов и стимулов. Также важно продумать, в каких ситуациях в повседневной жизни ребенок сможет использовать в речи понятие "Животные" или "Транспорт". Только в результате тщательного планирования и выбора целей для обучения, выполнение данного упражнения сможет стать функциональным навыком.

* Материалы для выполнения этого упражнения можно найти на сайте www.btt-courses.com, в разделе "Бесплатные материалы". В данном разделе можно скачать множество различных пособий, включая материалы для обучения, таблицы для записи, карточки PECS и др. Все пособия подготовлены специалистами, которые непосредственно используют эти материалы на практике.

Бесплатные материалы ABA

2 коммент.:

Kak raz segodnia dymala kak ge mne vse osyshestvit' na praktike , t.k. polyhila rekomendacii ot nashego yhitelia...:
The important thing to remember is to make sure that the child understands the picture/icon. This usually means you need to teach the meaning such as pairing it with the real thing, always giving them what they request even if you know it is not what they want so they relate the picture and the item. This way they learn the meaning of the icon.

Another thing you could do with your son this summer is get him to match 3D items. You start with one identical item and hand them the other item and say 'match ____ (such as shoe, cup, block etc.) You may do this with 3-5 different identical items, always one at a time until they can match all five. Then you put two on the table and ask your son to match one of them. This takes time and probably only 5-7 minutes at a time. The goal is to build on receptive matching skills. (There are more steps to this, but let me know how this goes.)

Отличное упражнение. Спасибо за практические советы.

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.